Дмитрий Пикалов, директор по транспортной логистике Itella в России, рассказал, какими видит перспективы сферы автоперевозок и развития логистических компаний.

Транспортный бизнес, как и любой другой, быстро отзывается на политические и экономические изменения в стране. За последние годы одним из наиболее сильных импульсов для логистического рынка стало усиление контроля со стороны государства. Если эта тенденция сохранится, отрасль пройдет этап «обеления» гораздо быстрее. С одной стороны это может стать драйвером для роста тарифов. С другой — приведет к улучшению уровня сервиса и росту надежности. Итоговый результат в целом должен оказаться позитивным, ведь в общем по рынку снизится объем убытков грузовладельцев, понесенных ими из-за недобросовестных транспортных подрядчиков.

Что касается изменений, которые происходят на внешнеполитическом поле РФ, то здесь последствия могут быть немного другими. Если ситуация обострится и объемы международной торговли снизятся, компаниям, работающим на трансграничных направлениях, придется перестроить работу под рынок внутри страны. Это серьезно усилит конкуренцию, так как у трансграничных логистических компаний лучше обстоит дело с ресурсами: техническое оснащение автопарка отличается в лучшую сторону, а квалификация водителей традиционно выше.

Если оптимистично смотреть на ближайшие 10 лет, то наряду с ростом экономики можно ожидать повсеместной цифровизации и повышения результативности трудозатрат в плане сегментации и скорости реализации задач. Цифровые сервисы позволяют грамотнее спланировать цикл производства, продаж и поставки, сделать его таким, чтобы клиенты грузоперевозчиков не нуждались в хранении и резервировании товара на складах. Тенденция к этому наблюдается уже сейчас — компании, получающие груз, стремятся как можно более оперативно узнавать обновленные данные по поставкам. 

Один из результатов цифровизации — растущую популярность онлайн-агрегаторов грузоперевозок — также можно наблюдать уже сегодня. Однако их рост ограничивает проблематика гарантий безопасности. Пытаясь решить этот вопрос, сервисы усиливают контроль: внедряют верификацию, проверяют ТК и водителей по финансовым показателям, арбитражным делам, регистрационным данным. Грузоперевозчикам, которые подключаются к таким онлайн-сервисам, приходится выдерживать жесткие проверки со стороны интеграторов. Что тоже влияет на постепенный выход транспортной отрасли «из тени». 

Многие транспортные компании опасаются экспансии онлайн-сервисов на рынок за счет удобства платформы, объединяющей поставщиков услуги и заказчиков. Однако здесь решение остается за клиентами. Тем более, что всегда есть определенный контингент грузоотправителей, которые предпочитают сотрудничать исключительно с владельцами ТС и заказывать перевозку у водителей, чья надежность и компетентность проверены не одним рейсом. Если эти критерии претерпят изменения, тогда, возможно, доля сервисов-интеграторов увеличится.

Есть предпосылки и к тому, что цифровые технологии внесут изменения в автопарки логистических компаний. Не берусь предугадать, какими будут грузовые автомобили в отдаленном будущем, но в ближайшие годы вполне можно рассчитывать на беспилотные автомобили и комфортабельные кабины тягачей. Безусловно, изменения затронут сначала страны с климатическими условиями, позволяющими провести модернизацию с наименьшими затратами, и мегаполисы, где скорость окупаемости вложений в транспортную инфраструктуру изначально выше.

Для нашей страны эти изменения более чем актуальны, так как до сих пор одним из самых серьезных факторов, ограничивающих эффективность грузовых автоперевозок, считается человеческий фактор: автомагистрали освещены слабо, водители не соблюдают режим труда и отдыха и т.д. В этих случаях беспилотные машины с системой обнаружения препятствий позволят существенно улучшить качество грузоперевозок и ускорить их.

Будущее логистического бизнеса — это массовое обновление автопарка за счет транспорта на альтернативном топливе. Впрочем, вряд ли это случится скоро — для запуска процесса нужна высокая рентабельность и возврат вложений. По России вопрос ТС на альтернативном топливе пока открыт из-за отсутствия статистики, но в разрезе международных грузоперевозок это — актуальное решение. Для тестирования такого транспорта нужны энергичные и молодые экспериментаторы, которые на практике изучат, как это работает. В определенной степени это, конечно, авантюра, поскольку если эксперимент пройдет удачно — будет прорыв, а если провалится — вложенное не вернуть.

Отечественные грузоперевозчики в ближайшие годы должны кардинально изменить качество логистических услуг. Но здесь очень важную роль играет и транспортная инфраструктура, главным образом, обеспечивающая условия безопасных перевозок. Те же ночные платные автостоянки с охраной прицепов и машин, к примеру.

Сейчас многие нововведения активно поддерживаются государством, и это хорошо. Главная сложность — отсутствие слаженности действий и синхронизации достижения целей. В разных департаментах процесс идет с неодинаковой скоростью, поэтому получается так, что в одном органе власти изменения уже готовы и есть обновленные требования к игрокам отрасли, а другое министерство еще занимается отработкой предыдущих предложений. Из-за чего рынку приходится подстраиваться под требования одновременно двух властных структур, что усложняет процесс, увеличивает затраты и, соответственно, влияет на тарификацию услуг.


Источник - dalnoboi.org