В Европе системы обнаружения препятствий устанавливаются на грузовики и автобусы с 2015 г. В России создание «технологий, обеспечивающих обнаружение пешеходов, препятствий и других транспортных средств в условиях ограниченной видимости» только началось. К 2020 г. Минтранс планирует завершить разработку отечественной системы обнаружения препятствий и использовать ее для оснащения серийно выпускаемого автотранспорта.

Системы обнаружения препятствий обеспечивают оповещение водителя о препятствиях на дороге, а в экстренных случаях включают принудительное торможение. Некоторые версии способны отслеживать не только наличие внешних препятствий, но и следить за ситуацией в кабине: контролировать состояние водителя, проверять, застегнуты ли ремни безопасности. В европейской практике эти технологии показали себя с лучшей стороны: значительно снизилось количество ДТП, в том числе и со смертельным исходом.

Роль систем обнаружения препятствий в повышении безопасности дорожного движения, а также целесообразность разработки и внедрения отечественного ПО комментирует Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России:

«Внедрение подобных систем предупреждения столкновений (AEB — Autonomous Emergency Braking) только положительно скажется на повышении безопасности на дорогах. Количество происшествий, связанных с плохой видимостью, невнимательностью водителей и неосторожностью пешеходов, будет постепенно снижаться – с каждым годом показатели ДТП будут улучшаться. Однако в первую очередь следует бороться с основными причинами возникновения ДТП, такими как нарушение скоростного режима.

Основным вопросом внедрения системы обнаружения препятствий является её стоимость. Неизвестно, насколько вырастет цена на автомобили. Как правило, каждый крупный автопроизводитель разрабатывает системы AEB разных уровней качества и принципов действия, но все они существуют в «сыром» виде, постоянно вносятся доработки.

Следует понимать, что данная система является вспомогательной и основным ответственным лицом за безопасность дорожного движения остается водитель.

При должном отношении к делу у наших разработчиков есть все шансы создать лучшую систему обнаружения препятствий по соотношению цена/функционал, тем более есть возможность ознакомиться с техническими решениями уже существующих систем AEB».

Читать статью