К 2020 г. промышленность и торговля претерпят кардинальные изменения. Тесно связанные с ними транспортные услуги, следуя за потребностями производителей и потребителей, также изменятся. Впрочем, некоторые видоизменения можно заметить уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: логисты активно работают с облачными сервисами, ТРЦ роботизированы, товарные потоки управляются с помощью аналитических систем. Однако в то время как весь мир переходит на широкомасштабное использование передовых автоматизированных технологий, российские компании транспортно-логистического сегмента еще очень далеки от инноваций будущего.

Е-commerce заряжает логистику

Рынок вынуждает бизнес осваивать новые и новые технологические решения в надежде закрепиться в лидерах, занять еще одну нишу в отрасли. Причем наиболее серьезное влияние на транспортно-логистический бизнес оказывает рынок e-commerce. Он стимулирует и рост объемов, и улучшение качества доставки.

Аналитики посчитали, что в 2017 г. рынок e-commerce вырос более чем на 17%. Это в 10 раз выше показателей роста традиционного ритейла. Причем, в перспективе ближайших 5-6 лет рынок электронной коммерции вырастет еще в 4 раза.

Вот как видит ситуацию Борис Тимофеев, директор по контрактной логистике Itella в России: «Логистический бизнес не может развиваться без внедрения новейших IT-технологий. Роботизация становится все популярнее, логистика автоматизируется, доля ручного труда год от года сокращается. В будущем IT-технологии будут развиваться активнее и быстрее. Уже сейчас сложно представить себе оптимизацию складских процессов без пикинг-станций, где сотрудники работают только над одной задачей – сбором заказа. Им не приходится перемещаться по территории склада, так как товар для комплектации доставляется транспортерами. У Amazon, например, к месту сбора роботы доставляют целые стеллажи.

Все больший интерес логистика проявляет к полностью автоматизированным складам, состоящим из самонесущих конструкций, на которых помещается в 5 раз больше палет. На таких складах товары распределяют краны-штабелеры, по-максимуму используя высоту помещения. Стоит признать, что это наиболее эффективное решение для распределительных комплексов и промышленных объектов с большим товарным запасом. Кроме того, автоматизированные склады хороши еще и тем, что их строительство может вестись на небольшой площади, что очень актуально для крупных городов с высокой стоимостью земельных участков.

Интересный и перспективный вариант, которым сейчас занимаются многие производители техники – беспилотные системы для склада. В основе этих систем – роботы, перемещающие, передвигающие, распределяющие грузы. Такие роботы-беспилотники могут использоваться и для доставки заказа потребителю, однако пока это трудно осуществимо из-за особенностей законодательства и уровня развития транспортной сети».

Опережая время и возможности

Те, кто только начинают автоматизацию – уже опоздали. Это прошлый век. Современные технологии привели не только к появлению уникальных цифровых продуктов, но и к цифровому управлению товарными потоками. Широкое развитие получают технологии Big Data, в ход идут принципы роботизации товарных хабов и складов. По прогнозам экспертов, к 2020 году цифровые технологии насколько глубоко затронут структуру транспортно-логистической отрасли, что приведут к увеличению числа складов, сокращению объема человеческого труда и минимизации сроков доставки. Правда, пока роботы заняты только на сортировке товаров.

Как сложное сделать проще?

Парадоксально, но чем сложнее и совершеннее технологии, тем проще сама логистика. С каждым вложенным часом, с каждой инвестицией она становится более продуктивной и менее трудоемкой. Директор по контрактной логистике Itella в России Борис Тимофеев замечает, что уже сейчас на логистическом рынке есть автомобили со съемным кузовом, что дает возможность почти в два раза повысить производительность каждой грузоперевозки.

«Пока загружается кузов одной машины, автомобиль со вторым, уже полным кузовом, направляется к грузополучателю, после чего возвращается обратно – машины меняются местами. Такая схема позволяет увеличить удельную массу грузов, доставляемых в единицу времени, и сократить объем используемого топлива», – поясняет он.

Самые смелые пытаются воплотить в жизнь «голубую мечту» бизнеса – задействовать для доставки беспилотные виды транспорта, например, дроны и контейнеровозы. В числе смельчаков «Коптер Экспресс» с его первыми опытами по доставке продукции дронами. Компания начала развивать это направление еще в 2014 г, однако юридическая база такого вида транспортировки до сих пор как следует не проработана.

Доставку беспилотниками развивают не только в РФ. Amazon планирует в ближайшем будущем ввести в эксплуатацию систему Prime Air.

За вами следят

Несмотря на некоторые подвижки в развитии беспилотной транспортировки, широкомасштабное внедрение доставки заказов дронами в России в ближайшие 10 лет вряд ли реально. Хотя, использование дронов возможно не только в процессе доставки, но и на складах. Тем не менее, Борис Тимофеев считает более вероятным в ближайшем будущем внедрение на складах технологии Google Glass, которая позволяет видеть рабочие задачи на экране очков, освобождая руки для другой работы.

В чем эксперты отрасли единодушны, так это в том, что из-за высокого курса валют и нестабильного состояния экономики РФ, новые технологии в логистике внедряются замедленными темпами. «Мы считаем, что тенденция к импортозамещению даст разработчикам цифровых систем возможность создать собственный продукт с локализованным ПО и элементной базой», – добавляет Б.Тимофеев. Более того, главный вектор транспортно-логистической отрасли – снижение затрат на поставку, хранение и обработку – позволяет надеяться, что все это будет реализовано путем создания новых методов формирования товарных цепочек, в том числе и с помощью инновационных технологий.


Читать статью