Дмитрий Лобанов, руководитель отдела по развитию новых продуктов Itella в России  

Специфика курьерской доставки в России

Курьерская доставка в России стала развиваться  2009-2010 гг., когда в стране начали работать первые площадки онлайн-торговли. Сегодня этот вид получения заказов привычен, и для большинства покупателей является самым удобным и комфортным вариантом. По данным Data Insight курьерская доставка — это более половины современного рынка. Помимо стандартных услуг, компании стараются расширить сервис за счет новых форматов, например срочной отправке заказа такси. Однако остаются и пробелы, сложности.

«Больное место» курьерской доставки — маленькие города и сельские поселения, где нет офисов и складских пунктов логических компаний. За счет того, что объем онлайн-заказов в таких населенных пунктах небольшой, крупным компаниям экономически нецелесообразно выполнять туда регулярные магистральные перевозки. Как правило, в график доставки попадают несколько дней в неделю, так что жители малых городов вынуждены ждать свои заказы дольше обычного.

Второй сложный момент — отсутствие четкой коммуникации с клиентами. Эта проблема до сих пор есть у некоторых компаний, и она негативно отражается на показателях вручаемости заказов. Как пример, ситуация, когда курьер сообщает о времени доставки за пару часов до визита, тогда как заказчик может быть занят, находиться на другом конце города или вообще за городом.

В целом, от курьерских услуг мы ждем улучшения сервиса и появления более удобных вариантов коммуникации с потребителем, сокращения сроков доставки и появления альтернативных видов курьерского транспорта. Также есть вероятность, что в ближайшее время будет тестироваться новая услуга — доставка заказов в багажники автомобилей заказчиков.

Доставка в Европе

Курьеры развозили по Европы интернет-заказы еще тогда, когда в России не было интернета — с начала 90-х годов. Однако сейчас мы обогнали Европу по целому ряду направлений. В первую очередь, по качеству сервиса.

Так, у большинства российских курьерских компаний есть опция выбора удобного промежутка времени для доставки, разные способы оплаты, услуга частичного выкупа. На западе такие опции — редкость. Европейские курьеры оставляют заказы под дверью или рядом с почтовыми ящиками и уезжают. В некоторых странах, например в Финляндии, заказы доставляются в специальные почтовые ячейки, по размеру похожие на кладовые.

С другой стороны европейская логистическая инфраструктура позволяет привезти клиенту покупку через 1-2 дня после заказа. У нас в стране за это время можно выполнить лишь доставку в крупные города. Еще больше сложностей с перевозкой крупногабаритных грузов в регионах. Из-за недостаточно высокого уровня логистической инфраструктуры, у компаний часто возникают проблемы с подъемом таких грузов на этаж, безналичной оплатой, сроками доставки.

Мы надеемся, что развитие логистической инфраструктуры в России поспособствуют улучшению сервиса курьерской доставки и сгладит существующие отличия в скорости и качестве поставок между крупными городами и небольшими населенными пунктами.  

Читать колонку