Алексей Подчуфаров, руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России поделился сложностями, с которыми импортеры сталкиваются на всем пути доставки груза, от заполнения таможенной декларации до отправки контейнеров по РЖД.

Контейнерные перевозки – универсальный способ доставки. Он позволяет унифицировать доставку товаров народного потребления, независимо от того, каким образом выполняется транспортировка: по морю, автомобильным или ж/д транспортом. Однако, несмотря на всё стремления к унификации, доставка грузов разных категорий по-прежнему требует особых условий.

Ключевыми факторами перевозки для импортера, доставляющего ТПН, являются не только стоимость транспортировки, но и сроки, гарантия сохранности, корректность подготовки таможенных документов. Последний фактор во многих случаях становится решающим при выборе маршрута, ведь таможенное оформление с минимальными задержками позволит не выйти за рамки сроков грузоперевозки.

Иногда приходится сталкиваться и с вовсе неожиданными моментами. Например, при транспортировке груза в деревянных палетах или ящиках, тару необходимо маркировать на предмет прохождения санитарной обработки. Чтобы соблюдение требований санитарно-карантинного контроля не стало препятствием для прохождения пункта таможенного контроля в минимальные сроки, на коносамент нужно поставить печать инспектора Роспотребнадзора. Еще один похожий пример, служащий камнем преткновения для многих импортеров – требования детальной спецификации каждого контейнера, например, при ввозе партии по классификационному решению. При перевозке промоборудования сборочных линий, мобильного асфальтобетонного завода и пр., эти требования иногда распространяются на такие мелкие детали, как крепежные элементы. Конечно, производитель далеко не всегда готов дать спецификацию с таким уровнем детализации.

Свою роль в осложнении процесса грузоперевозки играет и ошибочное мнение некоторых импортеров о том, что процедура VGM (verify gross mass) является источником данных для подачи декларации. Однако по правилам таможенного контроля, объективные данные о массе груза могут быть получены исключительно на сертифицированных российских весах. Немало случаев, когда при отправке контейнера на контрольное взвешивание, реальная масса груза расходилась с данными коносамента, из-за чего импортеру приходилось корректировать указанную в декларации массу.

Каждая ошибка, допущенная при подготовке документа для прохождения таможни – это задержка груза в порту, увеличение длительности грузоперевозки и дополнительные расходы импортера.

На таможенном оформлении сложности не заканчиваются – есть свои нюансы и при перевозке из порта до грузополучателя. Например, при транспортировке по ж/д, когда контейнер, занимающий одно грузовое место, весит более 1,5 тонн, с РЖД необходимо согласовывать особые условия транспортировки. К тому же перед погрузкой на платформу груз потребуется закрепить внутри контейнера. С ж/д перевозкой консервированных овощей тоже есть нюансы – к продуктам этой категории применяются сезонные ограничения РЖД, поэтому условия доставки каждый раз приходится оговаривать отдельно.

Вообще, если говорить о пищевой продукции, не требующей специальных температурных условий доставки, ее лучше грузить в универсальные, подготовленные для этой цели, контейнеры. Как правило, это типичные универсальные контейнеры без следов

использования и ржавчины, осмотренные уполномоченным судоходной линии. Но дело в том, что за такой осмотр морские перевозчики берут надбавку в размере 30-80 долларов за каждый контейнер. И если отказаться от осмотра, есть риск, что товар будет загружен в контейнер, никоим образом не подходящий для грузоперевозки.

Читать статью