Рынок сборных грузов ищет баланс между ценой и качеством
Рынок сборных грузов ищет баланс между ценой и качеством

На российском рынке грузоперевозок постепенно растет интерес к сборным грузам. С другой стороны изменчивость цен ведет к постоянному перераспределению объемов между участниками рынка. С чем это связано, и какие тенденции характерны для отечественного рынка сборных грузов «РЖД-Партнер» рассказал Сергей Левченко, руководитель направления сборных и междугородных перевозок Itella в России.

– Как можно описать ситуацию, которая сейчас складывается на рынке перевозок сборных грузов в России? Есть ли тенденции, которые сильнее всего волнуют участников отрасли?

– Несмотря на стабильность рынка сборных перевозок, российские компании, работающие в этом секторе, продолжают перераспределять сферы влияние. Это связано, прежде всего, с тем, что после нескольких банкротств, случившихся в прошлые годы, владельцы грузов пытаются найти оператора с оптимальным соотношением качества и цен на перевозки. Второй фактор перераспределения объемов – ужесточение взимания НДС. Многие крупные игроки рынка за последние несколько месяцев получили очень жесткие требования по возвращению недоимок. У некоторых даже на суммы с девятью нулями. И это привело к тому, что грузовладельцы стараются более скрупулезно отбирать партнеров, так как стремятся избежать внимания налоговых органов, которое при сотрудничестве с недобросовестными подрядчиками – неизбежно.

Рост рынка сборных грузов обуславливается еще и пулинговыми доставками. Это формат, предусматривающий консолидацию грузов у LTL-оператора и прямую доставку в распределительные центры или торговые точки федеральных сетей. Ритейлеры массово пошли в регионы, что повлекло за собой наращивание показателей сегмента пулинговых перевозок. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится, так как сети заинтересованы замещать мелких/средних поставщиков, которые, так или иначе, работают со сборными грузами. Это может стать поводом как к сокращению объемов LTL-перевозок, так и к увеличению объема пулинговых доставок. Причем с увеличением объема магистральной доли, у нас есть шанс стать очевидцем перехода ритейла на инсорс-логистику, как это сделала «Метро Групп». Что, в свою очередь, значительно сократит объем рынка LTL.

 – Рост объемов онлайн-торговли позитивно влияет на рынок? 

– Бесспорно. Но и здесь мы видим разнонаправленные тенденции. Конечно, грузопоток в e-commerce растет, но рынок диктует новые правила – клиенты хотят забирать свои заказы быстрей, еще быстрей. И здесь получается так, что в крупных городах магистральные грузоперевозки перекочевывают в сегмент FTL, тогда как LTL увеличивает свою долю в доставке из крупных региональных центров до средних городов и маленьких населенных пунктов.

 – Как в ближайшее время может измениться вектор развития грузовых сборных перевозок?

 – Вся транспортная отрасль России сейчас проходит критический этап. И здесь есть 3 ключевых отраслевых вектора:

  • Новая практика налогового контроля для операторов сборных перевозок. Здесь можно реализовать усовершенствованные системы анализа на базе данных «Платона», использовать электронный документооборот и пр. В любом случае, должно произойти комплексное обеление рынка с отказом от серых схем, что приведет к росту честной конкуренции, увеличению инвестиционной привлекательности отрасли.
  • Внедрение в отраслевую практику агрегаторов сборных перевозок, а также консолидация малого и среднего логистического бизнеса под эгидой более крупных компаний. Это позволит небольшим предприятиям на равных конкурировать с лидерами рынка.
  • Стимулирование внедрения IT-сервисов. Это может быть онлайн-трекинг грузов, электронные транспортные накладные и др. Сейчас есть недорогой мобильный интернет, а у всех водителей – смартфоны, поэтому ничто не мешает постепенно перейти на новый уровень сервиса, уменьшить траты на документооборот, в том числе обмен оригиналами сопроводительных документов, сократить сроки оплаты транспортных услуг.

 – Как государство может помочь логистической отрасли?

 – До сих пор не решена проблема с оборотом алкоголя, применительно к сборным перевозкам. По закону крепкие напитки сейчас можно доставлять только полными машинами. Так что законно привезти алкогольную продукцию в рамках сборной перевозки не получится, потому что при таком варианте всегда приходится переваливать груз на кросс-док. А у «Росалкогольрегулирования» по этому вопросу очень жесткая позиция: выгрузка алкогольной продукции на складе без лицензии незаконна независимо от того, сколько времени на нем находился товар. Попытки убрать из цепочки поставки этап перевалки приводят только к тому, что модель поставки оказывается экономически невыгодной. Кроме того, периодически случаются рядовые штучные возвраты в связи с пересортом и излишками, а их тоже приходится доставлять грузоотправителю пустым транспортом, так как объединение с другими возвратными позициями в рамках кросс-дока по этой схеме не реализуется.

Если допустить, что в области регулирования оборота алкоголя будут какие-то послабления, в перевозках крепких напитков могло бы принять участие большее число законопослушных грузоперевозчиков. Тогда этот сегмент логистики стал бы более конкурентным и прозрачным. Сейчас же эта область – территория сумрака с серыми схемами и сомнительными уловками. Остается только надеяться, что это временно.

Источник: РЖД-Партнер