Дмитрий Лобанов, руководитель отдела по развитию новых продуктов Itella в России

В 2009-2011 гг., когда в России начался бурный рост e-commerce, логистические операторы и службы доставки развивались, опираясь, прежде всего, на интересы интернет-магазинов. Сейчас в товарной цепочке главным является покупатель, что определяет и направление развития рынка e-commerce, и работу сервисов доставки из интернет-магазинов.

Сегодняшний рынок онлайн-товаров работает с четырьмя форматами доставки, которые продолжают развиваться и трансформироваться.

Курьерская доставка

Сегодня в России доставка курьерскими службами, по данным Data Insight, занимает более 50% объема рынка. Для многих покупателей этот способ был и остается самым удобным: никуда не нужно идти, а оплатить товар можно сразу, при получении. К классической доставке курьером сейчас добавилось новое направление — перевозка срочных заказов, продуктов и готовой еды службами таксе.

В целом курьерские услуги постепенно становятся все лучше и качественнее, однако есть и определенные проблемы. Одна из основных — отсутствие курьерских служб и пунктов выдачи в маленьких городах и поселках. Из-за небольшого объема заказов федеральные перевозчики ограничивают график доставки в такие населенные пункты, что понятно — каждый день подвозить мелкие партии заказов им просто невыгодно. В результате график доставки включает лишь несколько дней в неделю, что сказывается на скорости получения заказа. Второй проблемный момент — отсутствие у многих сервисов опции оповещения клиента о точном времени доставки. В результате курьер предупреждает клиента за 2-3 часа до визита по адресу, тогда как получатель в это время может находиться в совершенно другом месте и физически не успевает получить заказ. Подобные нестыковки отражаются, в первую очередь, на уровне вручаемости посылок.

Мы ожидаем, что в перспективе рынок курьерской доставки будет развиваться с оглядкой на покупателя, повышая уровень коммуникации курьера с потребителем, сокращая период ожидания доставки, предлагая дополнительные виды курьерского транспорта. Также есть все предпосылки для тестирования в России в ближайшее время варианта доставки заказов в багажники автомашин клиентов.

Доставка с помощью почтоматов

Доставка через сеть почтоматов есть, преимущественно, только в крупных городах, причем в городских локациях с хорошей проходимостью: у метро, в торгово-офисных центрах, крупных супермаркетах спальных районов. Надо сказать, что для многих покупателей доставка в почтомат — наиболее удобный вариант. Во-первых, забрать заказ можно по пути домой или на работу. Во-вторых, его можно получить в любое время, без привязки к визиту курьера.

Сложность одна — габариты посылки не должны превышать размер ячейки. Именно из-за этого ограничения основными игроками рынка доставки в почтоматы остаются продавцы fashion-товаров, мелкой техники и электроники, товаров для детей. Одним из самых популярных этот вариант является и для магазинов интимных товаров, чьи клиенты стараются исключить личную встречу с курьером.

Наблюдая за рынком почтоматов, можно с уверенностью предположить, что благодаря экспансии в регионы этот формат доставки будет постепенно набирать обороты, однако на быстрое развитие надеяться не стоит — в крупных российских регионах этот сегмент уже достаточно сформирован. Что касается других направлений развития, то стоит

отметить продуктоматы, которые уже сейчас в Москве устанавливает онлайн-ритейлер «Утоконос» для доставки продуктовых заказов.

Доставка в ПВЗ

ПВЗ могут себе позволить далеко не все. Чтобы пункт выдачи заказов окупался, через него должен проходить довольно большой объем товара из такого же большого количества онлайн-магазинов. При этом все с той же целью экономии, ПВЗ часто открывают в местах с дешевой арендой, например, в промзонах. Это неудобно для определенного контингента покупателей, а большая загрузка ПВЗ часто приводит к очередям.

Несмотря на эти особенности, доставка в ПВЗ развивается и улучшает качество сервиса. Так, в некоторых пунктах выдачи клиентов привлекают, оснащая залы примерочными, кондиционерами, wi-fi, небольшими оборудованными складами. Во многом именно благодаря таким улучшениям этот вид доставки будет постепенно увеличивать долю присутствия на рынке.

Точки выдачи заказов в магазинах

Многие интернет-магазины и онлайн-гипермаркеты используют этот вариант доставки в рамках омниканальности. Клиенту удобно, заказав товар, забрать его в офлайн-магазине. Основные преимущества этого вида доставки для потребителей — цена и скорость совершения покупки. Для продавца все сложнее. Специфика омниканальной модели — необходимость разработки IT-платформы для управления всеми каналами продаж. Это требует серьезных инвестиций, поэтому точки выдачи в офлайн-магазинах могут позволить себе только крупные игроки рынка.

Точку выдачи заказа в офлайн-магазине, как один из каналов доставки, сейчас активно используют многие крупные ритейлеры сегмента Fashion и электроника: в обороте таких гипермаркетов и магазинов объем интернет-заказов достигает 5%.

Сравнение с европейской системой доставки

Доставка товаров, заказываемых по интернету, в Европе была хорошо развита еще в 90-х годах. Российский e-commerce значительно отстал от европейского во времени, но не в качестве. Сейчас на российском рынке потребителям предлагают гораздо более гибкие условия доставки и много удобных опций. Опций, которые в Европе до сих пор считаются большой редкостью, например, выбор времени доставки, несколько вариантов оплаты, частичный выкуп.

Впрочем, нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Например, организации своеобразных почтоматов в жилых домах. В Финляндии, в частности, во многих многоквартирных комплексах предусмотрены специальные кладовые, куда доставляются не только типичные онлайн-заказы, но и продукты из магазинов. Также Россия до сих пор уступает Европе по качеству инфраструктуры. Так, за рубежом логистика позволяет доставлять товары из одного конца страны в другой за 1-2 дня, тогда как в России на такой срок доставки могут рассчитывать только покупатели из крупных городов. Во многих регионах отсутствие качественных дорог и логистической инфраструктуры должного уровня не позволяет поднять качество сервиса курьерских служб и выполнять некоторых виды услуг, например, доставку крупногабаритных заказов с подъемом на этаж.

Впрочем, наблюдая за тенденциями рынка e-commerce, хочется верить, что со временем логистическая инфраструктура России достигнет нужного уровня и разница между качеством доставки в крупных городах и небольших населенных пунктах постепенно нивелируется.

Читать статью